Левента́ль Валерий Яковлевич (р. 1938), художник театра, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). Оформил много спектаклей музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. Главный художник Большого театра в 1988-95. Государственная премия Российской Федерации (1994).
* * *
ЛЕВЕНТАЛЬ Валерий Яковлевич - ЛЕВЕНТА́ЛЬ Валерий Яковлевич (р. 17 августа 1939, Москва), российский театральный художник. Народный художник СССР (1989). Действительный член Российской академии художеств (1997). Государственная премия России (1995).
В 1962 окончил ВГИК (педагоги Ю. И. Пименов, М. И. Курилко). С 1963 оформлял музыкальные и драматические спектакли в Москве, работал в кино и на телевидении. В 1965-95 в Большом театре (с 1988 главный художник). Оформил оперы: в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко - «Хари Янош» З. Кодаи (1963), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1978); в Большом театре - «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини (1966), «Семен Котко» Прокофьева (1970), «Тоска» Пуччини (1971), «Игрок» Прокофьева (1974), «Мертвые души» Р. К. Щедрина (1977), «Отелло» Дж. Верди (1978), «Катерина Измаилова» Д. Д. Шостаковича (1980), «Кармен» Ж. Бизе (1981), «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982), «Ночь перед рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (1990), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1991), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993). Работал с режиссерами Л. Д. Михайловым, Б. А. Покровским (см. ПОКРОВСКИЙ Борис Александрович), А. Б. Тителем (см. ТИТЕЛЬ Александр Борисович) .
Оформил балеты: «Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1965; оба - в Новосибирском театре оперы и балета); в Большом театре - «Асель» В. А. Власова (1967), «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (1977), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» Щедрина (1985), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994). Работал с балетмейстерами О. М. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович), Л. В. Якобсоном (см. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович), М. М. Плисецкой, В. В. Васильевым (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Г. А. Майоровым, Д. А. Брянцевым (см. БРЯНЦЕВ Дмитрий Александрович), Ю. Н. Григоровичем (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич).
Оформил спектакли в драматических театрах: в Московском театре Сатиры - «Доходное место» А. Н. Островского (1967), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Клоп» В. В. Маяковского (1975), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1977); в Театре на Малой Бронной - «Женитьба» (1975) и «Дорога» по «Мертвым душам» Гоголя (1980), «Чайка» (1982) и «Три сестры» А. П. Чехова (1982); в Театре на Таганке - «Вишневый сад» Чехова (1975); в МХАТ - «Чайка» (1980) и «Дядя Ваня» Чехова (1985), «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (1987), «Варвары» М. Горького (1989), «Вишневый сад» (1989) и «Три сестры» Чехова (1997) и др. Работал с ведущими режиссерами В. А. Плучеком (см. ПЛУЧЕК Валентин Николаевич), М. А. Захаровым (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич), А. В. Эфросом (см. ЭФРОС Анатолий Васильевич), О. Н. Ефремовым (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич), С. Ю. Юрским. Оформлял также спектакли в Германии, Польше, Австрии, Италии, Японии, США. Ко многим спектаклям эскизы костюмов делала его жена, замечательный театральный художник Марина Соколова (1939-1992).
Работам Левенталя свойственны стилистическое разнообразие, музыкальность колорита, изысканность цветовой гаммы, неожиданность и новизна пространственных решений, поэтичность сценической атмосферы, смелые эксперименты с костюмами. Художник всегда тонко разрабатывает световую партитуру спектаклей, стремится к поиску единого образа места действия. В 1983-96 преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-студии при МХАТ (создал отделение подготовки театральных художников).